Музей
государственного
значения
Московский Государственный «Музей ретроавтомобилей»
Максим Шелепенков, фото автора

http://sh.uploads.ru/t/aQXSN.jpg

В последнее время если и появляются новые автомобильные музеи, то это, как правило, частная инициатива. Государство не проявляет к этой теме особого интереса. Тем приятнее редкие исключения – новый «Музей ретроавтомобилей» создан при поддержке московского муниципалитета.

Торжественное открытие московского Государственного «Музея ретроавтомобилей» состоялось 5 сентября 2009 года, в День города Москвы. На самом деле музей был образован намного раньше, в 2003 году, в помещениях бывшей автобазы № 4. Тогда под экспозицию отвели всего один пролет бывшей ремзоны, а в качестве экспонатов временно выставили три десятка легковых автомобилей в основном импортного производства, многие из них были из частных коллекций. В таком виде музей просуществовал нес­колько лет.

Кардинально все изменилось год назад, когда летом 2009 года выставочные площади музея расширили более чем в три раза и значительно пополнили коллекцию автомобилей. В основном за счет переданной городу коллекции автомобилей АЗЛК (из бывшего заводского музея) и автомобилей из известной частной коллекции «Моторы Октября», располагавшейся до этого в Одинцове.

Изменения благодатно сказались как на качестве музейной экспозиции, так и на популярности музея. Поток посетителей и интерес к музею в последнее время многократно возрос. Сказывается и удобное его расположение – почти в центре Москвы, в пешеходной доступности от станций метро «Площадь Ильича» или «Римская».

http://s5.uploads.ru/t/k5tT3.jpg

Собрание легковых автомобилей Горьковского автозавода, по которому наглядно можно проследить эволюцию легковых автомобилей ГАЗ, начиная с довоенных ГАЗ-А и ГАЗ-11-73, продолжая двумя сериями «Победы» (с различной облицовкой радиатора) и тремя сериями ГАЗ-21 «Волга»…

http://sa.uploads.ru/t/UF1ZG.jpg

заканчивая самой последней «Волгой» ГАЗ-3111, которая несмотря на 2000 год выпуска уже считается редкой машиной, так как ее общий тираж не превысил несколько сотен собранных автомобилей.
Отрадно, что работники музея не останавливаются на достигнутом и постоянно ищут новые пути пополнения коллекции старинных автомобилей. Весной этого года в музей прибыли первые экспонаты из запасников Политехнического музея (тоже принадлежащего Москве). Не секрет, что у автомобильного отдела Политехнического музея нет свободных площадей для их демонстрации, поэтому интересные автомобили вынуждены были десятки лет пылиться в запасниках.

В результате глобальной перестройки выставочных площадей и серьезного пополнения коллекции «Музей ретроавтомобилей» на Рогожском Валу за короткий срок стал крупнейшим и интереснейшим автомобильным музеем в Москве. Сегодня в его собрании 210 единиц ретротехники: легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, велосипедов, автобусов. Причем акцент сделан на отечественную технику, хотя в залах присутствуют и зарубежные автомобили – в основном продукция европейского и американского автопрома 1960–1970-х годов.

http://sg.uploads.ru/t/p3eXT.jpg

«Двадцатьчетвертые» «Волги» выстроились отдельным рядком. Среди них базовый вариант с рядным четырехцилиндровым мотором (слева), мощная версия для спецслужб с V-образной восьмеркой (в центре) и совершенно экзотическая полноприводная версия ГАЗ-24-95, созданная для правительственных охотничьих угодий.

http://s7.uploads.ru/t/3eCHZ.jpg

Иностранные ретроавтомобили – неотъемлемая часть музея на Рогожском Валу: Dodge Coronet (1950 г.), 2-дверный Plymouth Special Deluxe (1949 г.), кабриолет Dodge Mayfair (1953 г.).

http://sd.uploads.ru/t/Z9Gw1.jpg

Перспективные автомобили «Москвич» 1990–1991 гг., которым так и не суждено было стать серийными: белый «Москвич-2144 Истра»; красный «Москвич-2143 Яуза»; синий «Москвич-2139 Арбат» и красный микроавтобус «Москвич-3733».

http://sh.uploads.ru/t/3JYVc.jpg

Экспозиция советских спортивных автомобилей. Впереди стоит боевой «Москвич-412 ИЖ-Ралли» (1972 г.) заслуженного мастера спорта СССР Ю.И. Лесовского, восстановленный с применением оригинальных деталей. Второй в этом ряду стоит реплика «Москвич-407-купе», подготовленная для участия в кольцевых и ипподромных гонках. На такой машине, прозванной за укороченный и облегченный салон «циклопом», в 1962 году на «кольце» гонщики МЗМА взяли «бронзу» чемпионата страны.

http://s7.uploads.ru/t/IeJbs.jpg

Какой серьезный музей может обойтись без отечественных лимузинов? На переднем плане сталинский ЗИС-110, за ним номенклатурный ЗИМ-12, следом редкая медицинская «Чайка» (ГАЗ-13С), изготовленная на Рижском автобусном заводе (РАФ).

http://s5.uploads.ru/t/fpxc5.jpg

Спасенная коллекция автомобилей бывшего Музея завода АЗЛК, переданная в дар городу Москве руководителем Группы компаний «Метрополь» Михаилом Викторовичем Слипенчуком.

http://s5.uploads.ru/t/b0ayX.jpg

Самодельные автомобили – кто уже помнит, что это было целое направление технического творчества в СССР, всячески поддерживаемое различными общественными организациями. Сегодня создавать автомобиль собственными руками отважится не каждый. Интересная деталь: боковины кузова микроавтомобиля на переднем плане сварены из металлических противней, используемых в духовых шкафах.

http://s8.uploads.ru/t/JQVBL.jpg

Армейские автомобили Второй мировой войны: Opel Blitz, ГАЗ-67Б «Иван-Виллис», командирский ГАЗ-11-73 и знаменитая «полуторка» ГАЗ-АА.

http://s3.uploads.ru/t/S0knv.jpg

Армейская техника недавнего прошлого: мотоцикл М-72, парадный УАЗ-3151 (УАЗ-469), «транспортер» переднего края (ТПК) ЛуАЗ-967М и ГАЗ-69.

http://sg.uploads.ru/t/8sVze.jpg

Автомобили 1920–1930-х годов– очарование старины. Открывает ряд редкий Willys-Knight (1923 г.) с бесклапанным золотниковым мотором Найта. Такой двигатель работал тише обычного, но при этом расходовал слишком много масла.

http://sd.uploads.ru/t/YJt4i.jpg

Жемчужина всей экспозиции – Selena, прототип легкового автомобиля вагонной компоновки, от итальянского кузовного бюро Carrozzeria Ghia S.p.A. Перед этим автомобилем стоит задержаться подольше и рассмотреть внимательнее, проследить как начинаются и заканчиваются линии его кузова. Это высокий стиль итальянских кузовостроителей, всемирно признанных мастеров своего дела. В 1962 году Selena была подарена советским конструкторам и дизайнерам, занимающимся темой легковых автомобилей вагонной компоновки, в знак единства технических идей и дружбы. Более 40 лет этот автомобиль простоял в запасниках Политехнического музея и со временем потерял лоск, но не потерял грацию!

http://s5.uploads.ru/t/nRwGC.jpg

Инвалидные мотоколяски еще недавно были обычным зрелищем на улицах городов, а сегодня эти микроавтомобили можно встретить, пожалуй, только в музейных залах. В музее представлены все три поколения (слева направо): С3Л, трехколесная С1Л и С3Д.

http://s7.uploads.ru/t/cy0a7.jpg

На уличной площадке расположились грузовики и автобусы. Многие из них нуждаются в серьезной реставрации, которая уже не за горами. Главное, что им повезло и они попали в музейную экспозицию. На переднем плане пожарный АЦП-20(63)-60, на заднем автобус, изготовленный на Щекинском деревообрабатывающем комбинате (Тульская обл.) в 1970-х годах.
Адрес музея:
Москва, ул. Рогожский Вал, 9/2.

Тел: (495) 678–0291

Заказ экскурсий: (495) 911–8021

Часы работы:
Ср–сб 10.00–19.00, вс 10.00–18.00

Пн–вт – выходные дни

Кассы закрываются за час до закрытия музея