Латвийский Форд
В связи с угрозой захвата Риги немцами Русско-Балтийский вагонный завод в 1915 году был эвакуирован в глубь России. Производство вагонов и автомобилей в Латвии прекратилось.
Однако, вскоре после обретения страной независимости, в Риге на базе мастерских бывшего царского общества "Фениксъ" вновь наладили выпуск железнодорожных вагонов. Для этого было образовано акционерное общество, которое получило наименование "Vairogs", то есть "Щит". Большая часть капитала общества принадлежала государству, которое определяло, что и в каких объемах следует производить.
В середине 20-х годов новый вагоностроительный завод начал выпускать также и трамваи.
Однако автомобили в Латвии по-прежнему не производились.
Лишь в 1937 году правительство создало на заводе "Vairogs" автомобильный отдел: страна, и, в первую очередь, армия должна была получить отечественные автомобили.
Выпуску латышских автомобилей предшествовала серьёзная организационная работа. Не имея сколько-нибудь серьезного автостроительного опыта, соответствующих технологий и производственным мощностей, а, также располагая слишком скромными средствами для развития отечественной автомобильной промышленности, что называется "с нуля", независимая Латвия должна была обратиться к более развитым в промышленном отношении странам за помощью. Решено было производить автомобиль по лицензии. После переговоров с фирмами ряда европейских стран и Америки остановились на автомобильном семействе фирмы Форд, производства английского отделения этой, к тому времени уже транснациональной, компании.
Собственно говоря, в 30-е годы сотрудничать с ведущими мировыми фирмами не стеснялись и куда большие страны, чем Латвия. Так СССР, чей промышленный и финансовый потенциал намного превосходил скромные возможности балтийского государства, также обратился за помощью к Форду, и купил целый завод, ныне всемирно известный ГАЗ. Правда, в отличие от Латвии, уже на второй год после пуска в городе Горьком собирали автомобили из деталей, целиком произведённых в СССР, тогда как рижский "Vairogs" собирал машин исключительно из импортных деталей. Как бы то ни было, в августе 1937 года из ворот автомобильного цеха вагоностроительного завода в Риге вышел первый латышский автомобиль. Это был грузовик "Ford-Vairogs V-8" с V-об-разным 8-цилиндрорвым двигателем в 85 лошадиных сил.
С 1938 года завод начал выпускать и легковые автомобили. Агрегаты и узлы поступали в Ригу морем, морем же прибывали и кузова. При этом если первые кузова прибывали из Англии "в краске", то впоследствии Латвия стала импортировать некрашеные кузова, поскольку на заводе была освоена технология горячей окраски.
На "Vairogs" производилась практически вся необходимая стране гамма автомобилей - грузовики, автобусы, санитарные, полицейские и пожарные машины и так далее, вплоть до катафалков включительно.
Выпускалось также три модели легковых автомашин - 5-местный автомобиль среднего класса с таким же двигателем, что и на грузовиках, 7-местный с удлиненным кузовом (фордовские заводы таких машин не делали) и малолитражный 4-цилиндровый Ford-10, который в Латвии назвали "Ford-Vairogs Junior De Luxe".
"Юниор де люкс" был представлен в основном в двух исполнениях - 4-дверный и 2-дверный 4-местный "седан". Красивый и, по тем временам, современный кузов с задней частью обтекаемой формы был цельнометаллическим. Машина была оснащена прогрессивной системой смазки двигателя, автоматической системой момента зажигания, 3-ступенчатой коробкой передач с синхронизированными второй и третьей передачей и механическими тормозами с приводом на все четыре колеса.
В связи с началом в 1939 году второй мировой войны, из-за которой с одной стороны начались перебои с поставкой кузовов и комплектующих, а с другой стороны резко упал платежеспособный спрос населения, производство легковых автомобилей в Латвии было сокращено, а с потерей страной независимости в 1940 году и вовсе прекращено.
Всего было произведено 1100 грузовых и 270 легковых автомобилей обеих моделей.
После войны на базе рижского завода "Vairogs" был открыт знаменитый Rigas vagonu rupnica - VR-PB3 - Рижский вагонный завод, чьи трамваи безраздельно владели улицами советских городов вплоть до начала 80-х годов, и чьи электрички до сих пор можно встретить в России на линиях пригородных сообщений.