Клуб любителей Автомира

Объявление

Мир дневников http://www.liveinternet.ru -это место ,где встречаються тысячи людей.Приходи к намДневник Свирепого Ангела

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



РАФ

Сообщений 31 страница 47 из 47

31

Рижская автобусная фабрика
Причина завершения деятельности: банкротство
Дата завершения деятельности: 1998 год
Основана: 1949 год
Расположение: Латвия: Рига,
с 1975 года Елгава
Отрасль: автомобилестроение
Продукция: автобусы и микроавтобусы
Число сотрудников: 4000
Дочерние компании: RAF-Avia

Рижская автобусная фабрика.

Рижская Автобусная Фабрика, РАФ (латыш. Rīgas Autobusu Fabrika, RAF) — завод в Латвии по производству микроавтобусов.
Содержание
* 1 История
          o 1.1 Создание завода
          o 1.2 Первые рижские автобусы
          o 1.3 Микроавтобусы
          o 1.4 РАФ-977 «Латвия»
          o 1.5 РАФ-2203 «Латвия»
          o 1.6 Перестройка, выборы директора РАФ
          o 1.7 Постсоветский период
   

История
Создание завода

В 1949 году на базе «Рижского авторемонтного завода № 2» (РАРЗ № 2), который располагался в бывших мастерских Деицманиса и Потреки на ул. Тербатас, был создан «Рижский завод автобусных кузовов» (РЗАК). Задачей завода было производство средних автобусов.

В 1951 году РЗАК был объединен с «Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой» (РЕАФ).
Первые рижские автобусы
ГЗА-651. Рижская версия отличалась эмблемой на капоте и расположением сигналов поворота.

В 1953 году завод выпустил первые 25 автобусов РАФ-651. Капотный РАФ-651 был копией горьковского автобуса ГЗА-651 на грузовом шасси ГАЗ-51, вмещал 25 пассажиров и имел 16 мест для сидения.

10 июня 1954 года приказом министерства автотранспорта завод был реорганизован в «Рижский опытный автобусный завод», но уже 30 сентября 1954 года снова переименован — и на этот раз получил окончательное имя: «Рижская Автобусная Фабрика» (латыш. Rīgas Autobusu Fabrika).

В 1955 году был налажен выпуск автобусов собственной разработки. Новый автобус РАФ-251 также базировался на шасси ГАЗ-51, но уже имел вагонную компоновку.

Городской автобус РАФ-251 имел в салоне две двухстворчатые двери с пневматическим приводом, вмещал 28 пассажиров (21 сидение). Кроме базового варианта, выпускались служебные автобусы РАФ-251С (в салоне 1 распашная дверь, 27 сидений) и грузопассажирский РАФ-251Т (сзади застеклённая двухстворчатая дверь и грузовая площадка).

Автобусы РАФ-251 выпускались до 1958 года (всего изготовлено 1460 экземпляров), затем его сменил модернизированный вариант, получивший собственный индекс — РАФ-976.
Микроавтобусы

В 1957 году сотрудники РАФ познакомились с микроавтобусами Фольксваген и решили организовать производство микроавтобусов в Риге. Главный инженер Лаймонс Клеге (латыш. Laimonis Klege), конструкторы Я. Оситис (латыш. J. Ositis), Г. Силс (латыш. G. Sils) и ещё 4 энтузиаста в инициативном порядке создали первый микроавтобус РАФ-10.

В честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, РАФ-10 получил имя «Фестиваль» (латыш. «Festivāls»). РАФ-10 был построен на платформе легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», имел вагонную компоновку, стальной несущий кузов и 10 посадочных мест (отсюда индекс модели).

Первоначальная конструкция кузова вызвала много нареканий и в 1958 году была изменена. Машина также получила двигатель от ГАЗ-21 «Волга». 20 ноября 1958 года завод приступил к серийному выпуску микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль», до конца года было изготовлено 11 экземпляров.

В том же 1958 году был разработан микроавтобус РАФ-08 «Спридитис» (латыш. Sprīdītis, «Мальчик-с-пальчик») на шасси легкового автомобиля «Москвич-407». После доработок, малыш планировался к запуску в серию в 1960 году под индексом РАФ-978, однако проект был свёрнут вскоре после выпуска небольшой промышленной партии, чтобы освободить производственные мощности для РАФ-977.
РАФ-977 «Латвия»

    Основная статья: РАФ-977

Опыт, накопленный при разработке и доводке РАФ-10 и РАФ-08, реализовался в модели РАФ-977 «Латвия» (латыш. «Latvija»), построенной на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.

В 1960 году машины первого поколения были сменены модернизированными РАФ-977В.

С 1961 года производство микроавтобусов было перенесено на ул. Дунтес. Цехам на ул. Тербатас был возвращён статус «Рижского авторемонтного завода № 2» (РАРЗ № 2) — при этом там продолжалось производство автобусов на шасси ГАЗ-51А.

На новой площадке был начат выпуск модели РАФ-977Д, получившей полностью новый и более технологичный в производстве кузов.

На базе РАФ-977Д была подготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподьемносью 850 кг. Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где был специально для этого построен новый завод ЕрАЗ.

В 1962 году сборка РАФ-977Д была налажена в Луганске на Луганском авторемонтном заводе под наименованием ЛАРЗ-977 «Луганск». Было выпущено несколько десятков машин.
РАФ-2203 «Латвия»

    Основная статья: РАФ-2203

РАФ-2203

В 1976 году в городе Елгава под Ригой был введён в строй новый завод, рассчитанный на производство 17 тыс. автомобилей в год. Здесь началось производство 11-местных микроавтобусов РАФ 2203 «Латвия» на агрегатах ГАЗ-24 «Волга».

На его базе выпускалось множество модификаций, а финская компания Tamro создала реанимационный автомобиль. В 1980-е годы на ВДНХ в Москве работали экскурсионные автопоезда на базе РАФ-2203.
Перестройка, выборы директора РАФ

К 1986 году снижение качества продукции РАФ вызвало в СССР общественный резонанс, повлекший за собой отставку прежнего руководства завода.

В духе реформ «Перестройки», в 1987 году назначению нового директора предшествовали его выборы коллективом завода из списка предложенных кандидатов. В выборах победил Виктор Боссерт. Боссерт занимал должность директора РАФ до 1990 года.
Постсоветский период

6 сентября 1991 года РАФ реорганизовался в акционерное общество. В том же году Латвия стала независимой, наступил конец советской плановой экономике.

На РАФе начинается выпуск малотоннажных коммерческих автомобилей. Первым стал двухместный бортовой грузовик РАФ-33111 грузоподьемностью 1 т. На его базе выпускался широкий спектр моделей: развозных фургонов (в том числе с изотермическими кузовами), 2-х местных и 5-ти местных пикапов. Наиболее удачной моделью этого направления оказался бортовой грузовик с 5-местной двухрядной кабиной РАФ-3311, производство которого продолжалось до 1996 года. Хорошим спросом пользовалась заводская модификация микроавтобуса РАФ-22038-02 в качестве маршрутного такси. В 1995 году потребителям была предложена новая версия маршрутного такси: 12-местная, с высокой крышей модель РАФ-22039.

Одновременно завод готовил замену двадцатилетней конструкции РАФ-2203. С конца 80х, при участии знаменитой в то время английской фирмы «Интернейшенл аутомотив дизайн» (англ. International Automotive Design, IAD), велась разработка новой модели РАФ-М1 «Роксана». 20 сентября 1991 года концепт был представлен IAD в Англии, а в 1992 году опытный экземпляр под именем «РАФ-1» появился на выставке «Автотехника» в Москве. Модель не была доведена до серии из-за отсутствия инвестора.

20 декабря 1993 года РАФ продемонстрировал новый микроавтобус РАФ-М2 «Стилс» (латыш. Stils, «Стиль»). Переднеприводный «Стилс» имел эффектный дизайн и прогрессивную конструкцию, однако завод также не сумел найти инвестора для его серийного производства.

После развертывания в марте 1996 года на ГАЗе масштабного производства микроавтобусов семейства ГАЗ-3221 «ГАЗель», по многим параметрам превосходивших изделия РАФ, экспорт латвийских микроавтобусов в Россию стремительно сошёл на нет.

По иронии судьбы, последним автомобилем РАФ, созданным по российскому заказу, стал автомобиль для перевозки покойных РАФ-2926 (конструктивно это изотермический фургон на базе РАФ-3311). Партия из 21 такой машины была приобретена московской службой скорой помощи.

С 1996 года РАФ пытался войти в альянс с ГАЗ в качестве автосборочного производства для специальных версий «ГАЗелей», однако соглашение было блокировано правительством Латвии из политических[источник не указан 134 дня] соображений.

В 1997 году производство РАФа остановлено. Владельцы заявили о банкротстве в 1998 году. По состоянию на 2010 г. большая часть производственных корпусов разрушена, на их месте находятся арендуемые торговые площади.

0

32

Рафики

0

33

продолжение

0

34

продолжение

0

35

продолжение Раф 2203

0

36

Новые экспонаты Мотормузея в Риге.Олимпийский Раф и Раф скорая помощь

0

37

продолжение

0

38

Раф скорая помощь из домашнего архива

0

39

Книга:РАФ. Рижская автобусная фабрика

Долгое время, собирая и систематизируя архивные материалы по НАШИМ автозаводам, авторам этой книги казалось, что итоги такой работы могут быть полезны и интересны очень ограниченному кругу автолюбителей. Но, воочию убедившись, что увлеченных отечественной автомобильной историей людей очень много – мы решились на постепенное издание наших исследований – и эта книга об истории Рижского автобусной фабрики стала первым таким изданием. Все факты, цифры и даты в этой книге мы старались проверять по много раз, сверяясь не только с различной документацией и справочниками, но и с рассказами очевидцев и изысканиями других автолюбителей-историков. И все же, мы не были прямыми очевидцами большинства описываемых нами событий, поэтому практически весь материал создан только на основе анализа различной информации из совершенно различных источников. Отнеситесь к данному труду не как «к истине в последней инстанции», а как к некоторой исторической базе, которую еще можно дополнять или корректировать.

http://s3.uploads.ru/t/5iX3y.jpg

Главы из книги
Предки Рижского автобусного завода
Глава 1
Первые автобусы
Глава 2
Прогрессивные бескапотники
Глава 3
Опыты с микроавтобусами
Глава 4
Мальчик с пальчик
Глава 5
Серийная «Латвия» из Латвии
Глава 6
Специализация
Глава 7
Автопоезда «Рига»
Глава 8
Модернизация
Глава 9
Модификации РАФ-977ДМ
Глава 10
Битва за новый завод
Глава 11
Медицинские автомобили для высших эшелонов власти
Глава 12
Новый завод – новая модель
Глава 13
Семейство новых микроавтобусов
Глава 14
Альтернативное топливо
Глава 15
Олимпийские автомобили
Глава 16
Спецавтомобили
Глава 17
Борьба за выживание
Глава 18
Спецавтомобили второй серии
Глава 19
Бронеавтомобили
Глава 20
Перестройка
Глава 21
Независимость
Глава 22
Автомобили под заказ
Глава 23
Несбывшиеся надежды
Глава 24

0

40

РАФ-2203
http://s3.uploads.ru/t/wAlmD.jpg
Общие данные
Производитель: РАФ
Годы пр-ва: 1976—1997
Дизайн
Тип(ы) кузова: 4‑дв. микроавтобус (11‑мест.)
Платформа: ГАЗ-24 «Волга»
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Двигатели
[показать]ЗМЗ-2401 (А-76)
[показать]ЗМЗ-402.10
Трансмиссия
механическая 4-ступ., синхронизаторы на всех передачах переднего хода.
передаточные числа: 3,50; 2,26; 1,4 1,00; R 3,54; главной передачи 3,9.
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: 4980 мм
Ширина: 2035 мм
Высота: 1970 мм
Клиренс: 180 мм
Колёсная база: 2630 мм
Колея задняя: 1420 мм
Колея передняя: 1474 мм
Масса: 1815 кг
Динамические
Макс. скорость: 120 км/ч
На рынке
Предшественник
Infobox-jv-flechesg.png
Предшественник
РАФ-977 «Латвия»

Связанные: ГАЗ-24 «Волга»
Другое
Объём бака: 55 л

РАФ-2203 «Латвия» (латыш. RAF-2203 Latvija) — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой в 1976—1997 годах. Микроавтобусы этого типа широко использовались как маршрутные такси, автомобили скорой помощи и в роли служебного транспорта вплоть до середины 90-х годов, затем в России были постепенно вытеснены «ГАЗелями», а в Латвии - микроавтобусами «Мерседес» и другими иномарками.
Содержание

    1 История
        1.1 Создание
        1.2 Производство
    2 Эксплуатация
        2.1 Маршрутное такси
        2.2 Скорая помощь
        2.3 Другие области
    3 Конструкция
    4 Модификации
    5 Оценка проекта
        5.1 Достоинства
        5.2 Недостатки
    6 В игровой и сувенирной индустрии
    7 В кино
        7.1 В компьютерных играх
История
Создание

Создание нового РАФовского микроавтобуса (взамен модели РАФ-977) началось в 1965 году. Разработку нового перспективного автомобиля вело две группы из четырёх конструкторов, одна — под руководством Мейзиса, другая — под руководством Эйсерта. Фактически разработка велась в режиме конкурса-соревнования между двумя группами инженеров. Группы работали полностью независимо друг от друга. Проектируемый микроавтобус должен был удовлетворять двум требованиям: он должен был быть двенадцатиместным и должен был базироваться на агрегатах автомобиля ГАЗ-21.

В итоге было создано два автомобиля прототипа: РАФ-982-I группы Мейзиса и РАФ-982-II группы Эйсерта. Первый микроавтобус имел полукапотную компоновку, этот автомобиль назвали «Циклоном». Второй перспективный автомобиль имел вагонную компоновку.

Оба автомобиля были отправлены в Москву для прохождения межведомственной комиссии. В итоге комиссия сочла лучшим РАФ-982-I. Однако директор РАФа, Илья Позняк, был недоволен решением министерства. Он считал футуристичный (вагонная компоновка автобусов тогда была в новинку) РАФ-982-II более перспективной моделью. Прототипы РАФов вновь были отправлены в Москву. После «второго тура» испытаний было принято решение о будущем производстве РАФ-982-II.

25 июля 1969 года в Елгаве началось строительство нового завода РАФа. После вступления в строй новый завод должен был приступить к выпуску новых микроавтобусов. Доводка прототипа РАФ-982-II проводилась во время строительства завода.

Новый завод начал работу в феврале 1976 года. С его конвейера начали сходить микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия». Такое официальное обозначение получил новый микроавтобус, созданный в ходе доводки прототипа РАФ-982-II. В отличие от прототипа, серийный РАФ-2203 использовал агрегаты от более новой «Волги» — ГАЗ-24.
Производство

Рижская автомобильная фабрика ежегодно выпускала более пятнадцати тысяч РАФ-2203 (завод был рассчитан на производство 17 тыс. микроавтобусов в год и с 1987 по 1990 год превышал этот объём). В 1987 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса, получивший обозначение РАФ-22038. Этот микроавтобус использовал агрегаты от автомобиля ГАЗ-24-10. Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой фальш-радиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми боковыми секциями, а также отсутствием фирменной эмблемы РАФа. На прототипе 22038, демонстрировавшемся на выставке «Автопрому СССР 60 лет» в задней части боковин размещались узкие поворотные форточки, но на серийной модели был фактически сохранён кузов типа 2203. С 1993 года выпускался РАФ-22039. Эта модификация отличалась повышенной пассажировместимостью (тринадцать человек). Это было достигнуто за счёт сокращения до минимума багажного пространства. РАФ-2203 был самым массовым советским микроавтобусом.

Производство РАФов было остановлено в начале 1997 года из-за сворачивания их закупок Россией.
Эксплуатация
Маршрутное такси

Использование в качестве маршрутного такси было одной из основных областей применения РАФ-2203. У заводской модификации микроавтобуса, предназначенной для работы в режиме маршрутного такси, сидения располагались по бокам салона, в то время как в модификации, предназначенной для работы в качестве служебного транспорта сидения располагались поперечно. Однако позднее (в девяностых годах) многие служебные микроавтобусы также стали использоваться в роли маршрутного такси, поэтому на городских маршрутах работали машины с разной компоновкой пассажирских сидений. Также как маршрутное такси использовалась мелкосерийная модификация с высокой крышей РАФ-2921.

Маршрутные такси — РАФы были очень распространены в первой половине 90-х годов, позднее их начали заменять микроавтобусы «Газель», «Бычок» и другие. В начале XXI века маршрутные такси РАФ-2203 выводятся из эксплуатации в связи с моральным и техническим устареванием, то есть, в первую очередь, по требованиям безопасности. В некоторых городах использование РАФ-2203 в качестве маршрутного такси теперь вообще запрещено законодательно. В регионах с низким уровнем жизни РАФ ещё популярен, в Абхазии и Южной Осетии, например, он до сих пор используется как маршрутное такси чаще, чем «Газель». Практически все заменены в 2011 году на «Газели» или «Мерседесы».
Скорая помощь

Ещё во время создания автобуса планировалось его использование в качестве автомобиля скорой помощи. Об этом говорит, например, тот факт, что в принимающую межведомственную комиссию входили медики. Медицинская модификация РАФ-2203 обозначалась как РАФ-22031. Реанимобили с высокой крышей на базе РАФ-2203 выпускала финская фирма TAMPO в 1981—1994 годах.

Автомобиль скорой помощи на базе РАФ-22038 получил обозначение РАФ-2915. Выпускался также реанимобиль РАФ-2914, отличавшийся более высокой крышей.
Другие области
РАФ-2907 (2203) для Олимпиады-80 (Москва).
http://s3.uploads.ru/t/DGu0m.jpg

РАФ-2203 использовались в самых разных областях. Базовые микроавтобусы — в качестве служебного транспорта (в том числе, в милиции, армии), а также в качестве автолабораторий, кино-/теле-съёмочные, ралли-сервиса и т. д.

Пассажирские безоконные одно- и двухсекционные автопоезда из прицепных вагончиков и седельного тягача РАФ-3407 работали на экскурсионном маршруте внутри территории московской ВДНХ, а также в Олимпийской деревне во время московской Олимпиады-80.

Также для обслуживания соревнований Олимпиады-80 на РАФе было создан целый ряд специальных модификаций РАФ-2907/2911, включая электромобили РАФ-2910, а также пикапы-веловозы РАФ-2909.

В конце 1980-х под «горбачёвскую» программу поддержки многодетных семей, Рижская фабрика выпускала мелкой серией 8-местный вариант микроавтобуса с отделкой «люкс», управлять которым можно было с правами категории «В». Эту модификацию продавали частным владельцам.

С 1980-х РАФы начали использовать и для перевозки грузов. Например, на мелкосерийном безоконном фургоне РАФ-2916 возили почту, промтовары, а также трупы.

В 1990-х на базе РАФ-22038 на территории старого РАФа в Риге мелкосерийно выпускали однотонные грузовики РАФ-3311 (бортовой или кунг, напр., РАФ-2920) и РАФ-33111 (с двойной кабиной бортовой или кунг, напр., аварийная РАФ-33114 и катафалк РАФ-2926), поставлявшиеся также и в Россию. Также существовало мелкосерийное производство бронированных инкассаторских фургонов РАФ-LABBE [1], кемперов и прочих машин на базе РАФов.
Конструкция

РАФ-2203 — микроавтобус вагонной компоновки. Салон микроавтобуса состоит из двух отделений. В переднем расположено место водителя и одно пассажирское сидение, в заднем — десять пассажирских сидений. За пассажирскими сидениями расположено багажное пространство.

Кузов — несущий, цельнометаллический. Микроавтобус имеет четыре одностворчатые двери: две справа (для посадки пассажиров), одна слева (для посадки водителя) и задняя (для доступа к багажному пространству).

На РАФ-2203 использовался двигатель от ГАЗ-24. Двигатель располагался спереди, он приводил в действие задние колёса. Задний мост тоже брался от ГАЗ-24, в то время как передняя подвеска и рулевое управление было оригинальным, но в конструкции использовались детали и элементы подвески ГАЗ-24 и ГАЗ-21.

Первоначально все тормоза были барабанными, но на автобусах модификации 22038 на передних колёсах были установлены дисковые тормоза.

Также дверные ручки на РАФ-2203 были установлены от снятого с производства автомобиля Москвич-408.
Модификации
Модель Назначение Годы выпуска
2203 базовая модель 1976—1987
22031 автомобиль скорой помощи, отличался наличием внутри медицинского оборудования
22032 автомобиль для работы в качестве маршрутного такси, сиденья в пассажирском салоне были вдоль бортов
22033 служебный автомобиль для милиции. В специально оборудованном салоне был пенал на 2 задержанных, место для собаки, 3 сиденья и пирамидка для оружия
22034 служебный автомобиль для пожарных. Предназначен для перевозки 5 пожарных и 5 комплектов снаряжения
22035 специальный автомобиль для перевозки донорской крови
22036 специальный автомобиль, совместивший в себе Скорую и милицию. Был выпущен единственный опытный образец
ТАМРО-РАФ реанимационный автомобиль, с оборудованием финской фирмы ТАМRO. Имел высокую крышу и окрашивался в ярко-жёлтый цвет с оранжевыми полосками
2203-01 переходная модель от 2203 к 22038 1987—1990
22031-01 автомобиль скорой помощи
22032-01 автомобиль для работы в качестве маршрутного такси
22033-01 служебный автомобиль для милиции
22034-01 служебный автомобиль для пожарных
22038 обновлённая модель, с новой системой подвески и некоторыми другими агрегатами[1], имела измененную решётку радиатора, форточки отсутствовали 1989—1993
22039 автомобиль для работы в качестве маршрутного такси 1990—1993
2921 мелкосерийная пассажирская версия с высокой крышей
2907 [2] мелкосерийная «олимпийская» версия, система охлаждения доработана для длительного движения со скоростью бегуна[2] 1979—1980
2909 [3] мелкосерийная «олимпийская» версия - пикап-веловоз с двурядной кабиной и тентом 1979—1980
2911 [4] мелкосерийная «олимпийская» версия с судейским табло на крыше 1979—1980
2910 судейский электромобиль
2915 скорая помощь по типу 22031 1991—1993
2914 реанимобиль по типу ТАМРО-РАФа 1989—1993
2912 [5] мелкосерийная версия - оконная лаборатория
2916 и 2924-ТАМРО [6] [7] мелкосерийная версия - безоконный фургон (почтовый, катафалк и др.)
3407 [8] [9] мелкосерийная версия - парковый автопоезд из седельного тягача и одного-двух прицепных открытых вагончиков РАФ-9225/9226
33113 [10] пикап с двурядной кабиной и тентом
[11] длиннобазный пикап с однорядной кабиной и тентом
33111 бортовой минигрузовик с однорядной кабиной 1991—1993
2920 минигрузовик-фургон с однорядной кабиной и кунгом
3311 бортовой минигрузовик с двурядной кабиной 1991—1993
33114 [12] минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и кунгом
2926 [13] минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и изотермическим кунгом    
Оценка проекта
Достоинства

По сравнению с предшествующей моделью РАФа (РАФ-977), РАФ-2203 был просторным микроавтобусом. Это повышало уровень комфорта пассажиров и имело первостепенное значение для использования РАФ-2203 в качестве автомобиля скорой помощи: в кузове РАФ-2203 было достаточно пространства для важнейшего медицинского оборудования. Кроме того, РАФ-2203 имел мягкий плавный ход.
Недостатки

Слишком тяжёлый двигатель, размещенный над передним мостом, создавал плохую развесовку (свыше 55 % массы приходилось на передний мост), что вело к повышенному износу и даже повреждению переднего моста, а также плохой управляемости незагруженного микроавтобуса на скользкой дороге и значительно ухудшало проходимость (из-за этого заднюю часть микроавтобуса иногда нагружали балластом). Кузов отличался не слишком высоким качеством сварных швов и окраски, а также плохими антикоррозионными свойствами. Днище было выполнено фанерным (кроме последней версии маршрутного такси 22039), что также усугубляло проблемы эксплуатации. Значительные проблемы были и с качеством агрегатной базы от автомобиля ГАЗ-24 "Волга".
В игровой и сувенирной индустрии
А18
http://s3.uploads.ru/t/1TISp.jpg

    Модель автомобиля РАФ-2203 (А18) выпускалась на заводе «Радон» (г. Маркс) с 1977 по 1987 год. С 1987 г. выпускается модель без номера.
    Модель автомобиля РАФ-22031 (А27), но из-за ошибки первое время стоял номер А26, который принадлежал ГАЗ-24. РАФы А26 ныне - большая редкость.

В 1980 году была выпущена модель мелкосерийного спецавтомобиля РАФ-2907 (А21) в двух вариантах: «Судейский» и «Эскорт Олимпийского Огня». Данная модель имеет достаточно высокую ценность среди коллекционеров и редка в наше время.

    2 февраля 2010 года модель РАФ-2203 вышла в журнальной серии «Автолегенды СССР».

Модель отличается от Саратовской очень хорошей деталировкой, но имеет несколько небольших недоделок, в частности — отсутствующий шильдик «Latvija» на капоте и слишком глубокие швы на крыше.

В советское время выпускалась игрушка, реагирующая на звук.

    6 декабря 2011 года в рамках журнала «Автолегенды СССР» за номером 74 появилась модель РАФ-22038 — белый микроавтобус с синей полосой.
    28 января 2012 года в рамках журнала «Автомобиль на службе» за номером 12 появилась модель РАФ-22034 — пожарный штабной микроавтобус.
    28 июля 2012 года в рамках журнала «Автомобиль на службе» за номером 25 появилась модель РАФ-2203 — микроавтобус ГАИ.
    17 ноября 2012 года в рамках журнала «Автомобиль на службе» за номером 33 появилась модель РАФ-2907 — микроавтобус сопровождения олимпийского огня.

В кино

    В американском фильме «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» полицейские едут за преступниками на милицейском РАФ-22033.

Также РАФ-2203 и его модификации присутствуют в фильмах:

    86400 секунд работы дежурной части милиции
    Взбесившийся автобус
    Влюблён по собственному желанию
    Город принял
    Граф Крестовский
    Двойники
    Если завтра в поход
    Живая мишень
    Кризис среднего возраста
    Мафия бессмертна
    Приказано взять живым
    Просто ужас
    Путешествие будет приятным
    Ралли
    Сувенир для прокурора
    Счастливая, Женька!
    Сын за отца
    Сыщик
    Три дня на размышление
    Утренний обход
    Цареубийца(фильм)

и другие
В компьютерных играх

    РАФ-2203 присутствует в моде Criminal Russia для Grand Theft Auto: San Andreas.
    РАФ-2203 присутствует в моде Назад в СССР для Grand Theft Auto: San Andreas.
    В игре Half-Life 2 и Counter Strike: Source присутствуют сломанные РАФы.

0

41

РАФ - Рижская автобусная фабрика
RAF - Rīgas Autobusu Fabrika

В 1949 г. на базе Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ) был создан завод автобусных кузовов, который в 1955 г. переименовали в Рижский опытный автобусный завод, а его продукция получила аббревиатуру РАФ от полного названия завода: Рижская Автобусная Фабрика (латыш.Rīgas Autobusu Fabrika, RAF).
Первый собственный 22-местный автобус РАФ-251 был создан на грузовом шасси ГАЗ-51.Также в 1957 году к открытию Фестиваля молодёжи и студентов в Москве создано несколько автобусов РАФ-10 «Фестиваль», конструкция которых представляла собой творческую переработку первых серий VW Transporter. 20 ноября 1958 года Рижский завод автобусных кузовов приступил к серийному выпуску микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль», но уже в следующем году их выпуск был прекращён.
С 1958 г. завод стал выпускать микроавтобусы РАФ-977 «Латвия» (серийно — с 1959 г.), созданные уже на агрегатах легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В дальнейшем они предлагались в специализированных, грузопассажирских и грузовых исполнениях. Первая партия 1-тонных фургонов РАФ-977К была изготовлена ещё в 1962 г. на шасси модернизированного микроавтобуса 977Д. Ограниченные производственные мощности РАФа не позволили тогда развернуть их серийное производство, и вскоре модель передали на ЕрАЗ.
В 1976 г. в городе Елгава под Ригой был введён в строй новый завод, рассчитанный на производство 17 тыс. автомобилей в год. Здесь началось производство 11-местных микроавтобусов РАФ 2203 «Латвия» на агрегатах ГАЗ-24 «Волга». На его базе выпускалось множество модификаций, а финская компания Tamro создала реанимационный автомобиль. В 1980-е годы на ВДНХ в Москве работали экскурсионные автопоезда на базе РАФ-2203.
К началу 1990-х выпускавшийся в Елгаве микроавтобус РАФ-2203 Латвия изрядно устарел, и завод готовил замену. Поначалу предполагалось запустить новую модель Роксана, классической компоновки, спроектированную при участии английской дизайнерской фирмы IAD. Но дальше макетного образца дело не пошло. Такая же судьба ожидала и следующую разработку, переднеприводный микроавтобус Стиль. С развалом СССР завод оказался в трудном положении так как сотни смежников оказались разбросаны по разным странам.
Выпуск продукции постоянно падал и в 1997 г. производство остановилось окончательно. Последними моделями РАФа были 13-местная модификация популярной некогда «маршрутки» — РАФ-22039 и автомобиль-катафалк для перевозки гробов на базе малотоннажного грузовика РАФ-3311 с двухрядной кабиной. Машина была сделана по заказу столичной Станции скорой и неотложной медицинской помощи. По иронии судьбы такой автомобиль стал последним и в истории самого завода. Завод прекратил своё существование в 1998 году.
Статьи

    История РАФ. Погубленный революцией ("За рулем")
    ЗАВОД ПОГУБИЛА... ПОЛИТИКА ("За рулем")
    ПРОСТО «РАФИКИ» ("За рулем")
    Редкие "Чайки". Креста на них не было ("За рулем")
    Серебряный «рафик»: не оторвать взгляда ("Грузовик Пресс")
    Микроавтобус РАФ ("www.76-82.ru")
    Забытый РАФ (wwwbirzhaplus.ru)
    Латвийское АО "РАФ" признано банкротом. (Невское время)
    НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РАФА (Белорусская деловая газета)
    Спасаясь от надвигающегося банкротства.. (ambulances.su)
    Елгава. РАФ: теперь здесь офис. Но не только (delfi.lv)
    RAF. Revolūcijas upuris [лат.] (tvnet.lv)
    Транспортное обслуживание Олимпиады-80 (http://metroblog.ru)

РАФ - забытая гордость Латвии
На окраине Елгавы стоят большие, величественные сооружения Это знаменитый некогда завод РАФ. Было время, и в его цехах кипела жизнь. Здесь выпускались единственные во всем Советском Союзе микроавтобусы РАФ, или как их ласково называли в народе - "рафики".
http://s5.uploads.ru/t/nJIqi.jpg
  Само предприятие считали успешным опытом совместной работы союзных республик, ведь в Латвии занимались лишь изготовлением кузова, и окончательной сборкой самого автомобиля. Детали же к ним доставляли из России, Украины и Белоруссии. Например, "сердце" рафика - его двигатель, выпускал Заволжский моторный завод, что и поныне находится в Горьковской области. То, что РАФ был зависим от предприятий находящихся в 1000 километрах от него, и сыграло с ним злую шутку, ведь после выхода нашей страны из состава СССР, завод, чтобы не останавливать производство, был вынужден закупать комплектующее к автомобилям, из уже ставших чужими стран ближнего зарубежья. Безграмотная и русофобская политика тогдашнего латвийского руководства, свела на нет попытки автомобильного гиганта выжить, и в 1997 году из его цехов вышла последняя партия микроавтобусов, и Латвия из самой маленькой страны, имеющей собственную автомобильную промышленность, превратилась в обыкновенную банановую республику.

   История завода началась в год смерти Сталина, в 1953 году, когда на базе Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ), в соответствии с долгосрочной стратегией правительства в области автомобильной промышленности, было решено создать фабрику по выпуску 29-местных городских автобусов. Его продукция получила аббревиатуру РАФ от полного названия завода "Рижская автобусная фабрика" (Rīgas Autobusu Fabrika, RAF). В дополнение к основному производству автобусов среднего класса на рижском заводе было организовано сервисное и ремонтное обслуживание данных автобусов, чего в Латвии до этого не было. Как только производство автобуса среднего класса было налажено, предприятие стало расширяться и в начале 60-х годов на замену первоначальной конструкции была разработана новая машина, меньшая по размеру. С этого момента завод полностью сконцентрировался на производстве малых транспортных средств, и в 1962 году в столице Латвии начался выпуск микроавтобусов. Сначала планировалось, что будет выпускаться 1500 автомобилей в год, но стране этого было мало, поэтому завод расширили, оснастили новейшей техникой, и к середине 70-х он выпускал примерно 7500 рафиков в год. Все равно в будущем этого бы не хватило, и поэтому было решено строить новое предприятие.В 1976 году, заработал елгавский РАФ. Стройка была грандиозной, не только по местным, но и по международным масштабам. По свидетельству очевидцев, на месте будущего гиганта был вырыт огромный котлован, глубиной несколько десятков метров. Для рабочих был создан в городе микрорайон, с новыми, комфортными, по тем временам домами, школой и двумя детскими садиками. Кстати, его фотография была размещена, в одном из учебников истории, в как пример "района оккупантов".
http://s5.uploads.ru/t/eUGRX.jpg

   К тому же, появилась новая модель рафика - который был настолько популярным, что стал ассоциироваться с понятием "микроавтобус", у целого поколения. Может быть, новая машина и вызывает ужас, у сегодняшних водителей, но по советским меркам, она была очень даже не плохой. Выпускалось их около 16000 в год. Когда РАФ еще жил, стоимость одной такой машины была около 10000 латов. Умножьте это число на количество выпускаемых автомобилей, получится 160 миллионов. Еще учтите инфляцию, и что планировался выпуск новой модели, которая стоила бы гораздо дороже, то поймете, что Латвия лишилась прибыли почти в полмиллиарда латов в год.Триумфом РАФа была Московская Олимпиада 1980 года, когда выпущенные для перевозки спортсменов и официальных лиц спецавтомобили стали одним из её символов.
В 1990 году, была проведена модернизация завода. Было закуплено новое оборудование, и в первую очередь, это уникальные, единственные во всей Прибалтике вытяжные прессы, "битва" за которые разыграется в скором времени. Работало на предприятии около 4500 человек.

   В начале 90-х, когда все рушилось и разваливалось, РАФ разбили на 3 отдельных предприятия: "РАФ-ИТЦ", "РАФ-Елгава" и "РАФ-Авиа". К этому времени "рафик" уже устарел, как и морально, так и физически. Еще в советские времена завод в сотрудничестве с британской дизайнерской фирмой, разработал перспективную модель микроавтобуса, но из-за недостатка финансирования работу над ней прекратили. Уже после выхода Латвии из СССР, провели небольшую модернизацию существующей модели, увеличили её модельный ряд, и стали создавать новый автомобиль. Было собрано две машины - скорая помощь и пассажирский микроавтобус. Увы, к этому судьба завода была предрешена, все шло к его гибели. Денег на модернизацию производства и начала выпуска нового "рафика" уже не было, а их требовалась свыше 800 миллионов долларов. Старая же модель была некому не нужна - в России ей появилась альтернатива – микроавтобус, выпускаемый Горьковским автомобильным заводом - "Газель". В свою очередь, правительство Латвии заявило, что РАФ им уже не нужен, и стали закупать для нужд госслужб автомобили из Европы, тем самым предав его. Руководство завода пыталось наладить сотрудничество с ГАЗом, для производства совместной модели, но этим планам помешала русофобская политика нашей страны. Да и на фоне того ужасного состояния, в котором был РАФ, когда не кто не сомневался, в неминуемой катастрофе, это уже выглядело как жалкие, бесполезные попытки вырваться из лап неизбежной смерти. В 1997 году "РАФ-ИТЦ" и "РАФ-Елгава" были объявлены банкротами и проданы по частям. "РАФ-Авиа" существует и по сей день, осуществляя частные грузовые перевозки.

   Сейчас власти впустую тратят безумные деньги на оборону, из-за параноидального страха перед Россией. Строят Замок Света, стоимостью свыше 200 миллионов латов, а ведь если бы тогда одолжили бы деньги, или привлекли инвесторов, чтобы помочь РАФу, то деньги бы нашлись для расплаты с долгами, учитываю ту трату средств из карманов налогоплательщиков, что позволяют себе народные избранники. Латвия не была бы самым нищим государством Европы, и тот же Замок Света не казался бы таким безумно дорогим. Это уже не говоря о том, что 25000 человек, согласно планам, должны были быть обеспечены рабочими местами.
Естественно, тут же началась вакханалия вокруг погибшего гиганта. Особо предприимчивые граждане, подобно стервятникам пытались оторвать как можно больший кусок от него. Самым шумным делом была продажа нескольких вытяжных прессов Ирану, которую власть несколько раз объявляла вне закона, но тут же отменяла свое решение. Разбирательство продолжается и по сей день, но страсти уже улеглись. Большая часть уникального оборудования до сих пор в цехах, и на месте елгавского РАФа был создан индустриальный парк, где уже несколько зарубежных фирм строят, или уже построили свои заводики, которые на фоне развалин гиганта выглядят карликами. Проявлял интерес к помещениям бывшего завода и ЗИЛ, который планировал начать здесь выпуск небольших грузовиков, но дальше обещаний дело не пошло.

   Сейчас на заводе идет реконструкция цехов. По его территории разбросаны мелкие предприятия и склады частных фирм, но большая часть территории РАФа напоминает место съемок "Сталкера" или фильма о ядерной войне. Время там словно остановилось. Кругом тишина и покой, её нарушают лишь всплеск воды, от подающих с потолка капель, и шорохи ветра. Чувствуешь себя безумно одиноким, и забываешь, что рядом живой город, где кипит жизнь. Кажется, что люди покинули завод еще совсем недавно: валяется мебель, на полу лежат какие-то бумаги, но кроме хулиганов и рабочих тут никого не было уже почти 10 лет... Рядом возвышаются угрюмые серые стены, словно напоминание, о былой славе, и годах, когда заводом гордилась вся страна...
Павел Смирнов
Список моделей
РАФ 04, прицеп-дача к легковому автомобилю
РАФ 10 Фестиваль, 10-местный микроавтобус 1957г.
РАФ 08 Спридитис, 8-местный микроавтобус 1958г.
РАФ 251, 28-местный автобус вагонной компоновки 1955г.
РАФ 251Т, 14-местный грузопассажирский автобус 1956г.
РАФ 251С, 27-местный служебный автобус 1956г.
РАФ 975, служебный автобус, аналог РАФ 251С 1958г.
РАФ 976, автобус РАФ 251 после капитального ремонта
РАФ 976М, опытный 30-местный автобус 1967г.
РАФ 977 Латвия, 10-местный микроавтобус 1958г.
РАФ 977В Латвия, 10-местный микроавтобус 1960г.
РАФ 977Д Латвия, 10-местный микроавтобус 1961г.
РАФ 977Е Турист, микроавтобус для обслуживания туристов 1962г.
РАФ 977И, медицинский автомобиль 1962г.
РАФ 977К, опытный фургон г/п 850 кг 1962г.
РАФ 977ДМ Латвия, 10-местный микроавтобус 1969г.
РАФ 977ИМ Латвия, медицинский автомобиль 1969г.
РАФ 977ЕМ Латвия, микроавтобус для обслуживания туристов 1969г.
РАФ 977ДМЮ, экспортная южная модификация РАФ 977ДМ 1969г.
РАФ 977ЕМЮ, экспортная южная модификация РАФ 977ЕМ 1969г.
РАФ 977ИМЮ, экспортная южная модификация РАФ 977ИМ 1969г.
РАФ 978 Спридитис, 8-местный микроавтобус 1959г.
РАФ 980/979 Рига, пассажирский автопоезд 1959г.
РАФ 980Д/979 Рига, пассажирский автопоезд 1962г.
РАФ 980ДМ/979 Рига, пассажирский автопоезд 1969г.
РАФ 982-0, прототип микроавтобуса, 1965 г.
РАФ 982-1 Циклон, прототип микроавтобуса 1967г.
РАФ 982-2, прототип микроавтобуса, 1968 г.
РАФ 983/725, шахтный грузопассажирский автопоезд 1966г.
РАФ 2203 Латвия, 11-местный микроавтобус 1975г.
РАФ 2203-01, 11-местный микроавтобус 1987г.
РАФ 2203-02, микроавтобус с газовым питанием 1988г.
РАФ 2203-21, микроавтобус с кузовом типа РАФ 2914 1989г.
РАФ 2203-SR, микроавтобус-"люкс" 1993г.
РАФ 2203-DC, пикап 1993г.
РАФ 2203-HRT, микроавтобус с высокой крышей 1993г.
РАФ 22031 Латвия, санитарный автомобиль 1976г.
РАФ 22031-01, санитарный автомобиль 1987г.
РАФ 22032 Латвия, маршрутное такси 1976г.
РАФ 22033 Латвия, оперативный автомобиль ГАИ 1974г.
РАФ 22034 Латвия, оперативный автомобиль пожарной охраны 1975г.
РАФ 22035 Латвия, спецавтомобиль для перевозки крови 1977г.
РАФ 22036 Латвия, специальный спасательный автомобиль ГАИ.
РАФ 22038, 11-местный микроавтобус, прототип 1984 г.
РАФ 22038 Сорола, микроавтобус-"люкс" 1994г.
РАФ 22038-02, 11-местный микроавтобус 1989г.
РАФ 22039, микроавтобус - маршрутное такси 1995г.
РАФ 2204 (2904), 11-местный электромобиль 1975г.
РАФ 2207, электромобиль 1976г.
РАФ 2210, электомобиль 1982г.
РАФ 2907, автомобиль сопровождения олимпийского огня 1979г.
РАФ 2909, пикап для обслуживаний соревнований по велоспорту 1979г.
РАФ 2908, штабной автомобиль для обслуживания Олимпийских игр 1979г.
РАФ 2910, судейскй электромобиль для соревнований по бегу 1979г.
РАФ 2911, судейский автомобиль 1979г.
РАФ 2912, автомобиль криминалистическая лаборатория
РАФ 2913, автомобиль для медицинского обследования спортсменов 1979г.
РАФ 2914, санитарный реанимационный автомобиль 1989г.
РАФ 2915, санитарный автомобиль 1989г.
РАФ 2915-02, санитарный автомобиль 1993г.
РАФ 2915-02М, санитарный автомобиль с увеличенной высотой салона 1995г.
РАФ 2920, промтоварный фургон 1990г.
РАФ 2921, микроавтобус для перевозки инвалидов
РАФ 2924, фургон-автомагазин 1990г.
РАФ 2925, полицейский автомобиль 1994г.
РАФ 2926, патологоанатомический автомобиль 1996г.
РАФ 2927, медицинский автомобиль 1996г.
РАФ 3311, 0,75-т грузовик с двухрядной кабиной 1989г.
РАФ 33111, 0,9-т грузовик 1989г.
РАФ 33113, пикап с двухрядной кабиной 1989г.
РАФ 3407, седельный тягач для пассажирского автопоезда 1979г.
РАФ 9225, промежуточный прицеп пассажирского автопоезда 1979г.
РАФ 9226, замыкающий прицеп пассажирского автопоезда 1979г.
ТАМРО-РАФ, медицинские автомобили, переоборудованные в Финляндии 1979г.
РАФ М1 Роксана, микроавтобус, прототип 1991 г.
РАФ М2 Стилс, микроавтобус, прототип 1993 г.
Labbe-РАФ, бронеавтомобиль 1988г.
Fontauto-РАФ, бронеавтомобиль 1988г.
РАФ-ГАЗ 3314, грузовик "Газель" с двухрядной кабиной 1996г.
РАФ-ГАЗ 13С, санитарный автомобиль на базе ГАЗ 13 1968г.
РАФ 3920, санитарный автомобиль на базе ГАЗ 14 1980г.

0

42

Кадр из Латвийского фильма
http://s8.uploads.ru/t/asYJK.jpg

0

43

Еще фотографии Рафа
http://s8.uploads.ru/t/VRE8b.jpg
http://s9.uploads.ru/t/RjrgS.jpg
http://s8.uploads.ru/t/ZulJG.jpg
http://s9.uploads.ru/t/EF2pv.jpg
http://s9.uploads.ru/t/PThL5.jpg
http://s9.uploads.ru/t/CnruH.jpg
http://s8.uploads.ru/t/O90aw.jpg
http://s8.uploads.ru/t/sUZuV.jpg
http://s9.uploads.ru/t/HAFp2.jpg
http://s8.uploads.ru/t/jhlC5.jpg
http://s9.uploads.ru/t/FloY0.jpg
http://s9.uploads.ru/t/A8KjJ.jpg
http://s9.uploads.ru/t/pFNWj.jpg
http://s8.uploads.ru/t/dkQVI.jpg
http://s8.uploads.ru/t/QEHxb.jpg
http://s9.uploads.ru/t/tGF2j.jpg
http://s8.uploads.ru/t/kVqcf.jpg
http://s8.uploads.ru/t/uvEU4.jpg
http://s9.uploads.ru/t/6FCR7.jpg
http://s8.uploads.ru/t/ftSn3.jpg
http://s9.uploads.ru/t/Ox1XE.jpg
http://s9.uploads.ru/t/wgo30.jpg
http://s9.uploads.ru/t/nqa8R.jpg
http://s8.uploads.ru/t/MxBvq.jpg
http://s9.uploads.ru/t/5Iaft.jpg

0

44

Микроавтобус РАФ-10. Технические характеристики
http://s9.uploads.ru/t/azMjy.jpg
РАФ-10
Микроавтобус РАФ—10 К открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве рижский завод автобусных кузовов (ныне РАФ) наладил выпуск первых в стране микроавтобусов.

Для РАФ—10, получившего название «Фестиваль», были использованы двигатель, трансмиссия, подвеска колес и ряд других агрегатов от «Победы».

В 1959 году на смену РАФ—10 пришла модель РАФ-977 «Латвия», представлявшая ее усовершенствованный вариант: более мощный (70 л. с.) двигатель ГАЗ 21, измененное оформление передней части кузова, иная планировка салона.

Технические характеристики
Год выпуска — 1957;
число мест — 11;
двигатель: тип - четырехтактный карбюраторный, число цилиндров — 4, рабочей объем — 2111 см3, мощность — 52 л. с. 38 кВт при 3600 об/мин;
число передач — 3;
длина — 4900 мм;
ширина — 1700 мм
высота — 1900 мм;
база — 2700 мм;
размер шин — 6,70—15 дюймов;
масса в снаряженном состоянии — 1640 кг;
наибольшая скорость — 80 км ч.

РАФ-10 "Фестиваль"

Серийный автобус РАФ-10 (1957г.в.). Кузов - цельнометаллический, полунесущий, вагонного типа. Число мест для сидения - 9. Двигатель - ГАЗ21В. Принципиальное отличие во внешности от РАФ-8 заключается в увеличении длины автобуса на одну секцию, также несколько изменена форма передка.

Первым в СССР серийное производство микроавтобусов наладил Рижский автобусный завод. В 1957 г. из его ворот вышел автомобиль, в конструкции которого широко использовались узлы и агрегаты (двигатель, трансмиссия, передний и задние мосты, рулевой механизм и колеса) от знаменитой "Победы". Сварной цельнометаллический несущий кузов вагонной компоновки нового РАФа вмещал 10 пассажиров. В соответствии с тенденцией конца 50-х годов, в боковых скатах крыши были установлены стекла по четыре с каждой стороны. Новинка получила название "Фестиваль" - в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве. Микроавтобус предназначался для эксплуатации прежде всего в качестве служебного. Хотя по вместимости он в два раза уступал другому служебному автобусу тех лет - ПАЗ-652A, но значительно превосходил его в экономичности (средний расход топлива - 13 л/100 км), скорости (максимальная скорость 100 км/ч), маневренности и комфорте для пассажиров. В отличие от некоторых зарубежных аналогов с задним расположением двигателя, двигатель РАФа устанавливался над передней осью, его кожух находился между сиденьями водителя и переднего пассажира. Через несколько месяцев Рижский автобусный завод приступил к производству модернизированного варианта микроавтобуса под маркой РАФ-10. Он отличался усовершенствованной конструкцией кузова и системы охлаждения двигателя. Пассажировместимость осталась прежней. От предшественника новинку внешне отличало новое расположение фар и оформление решетки радиатора. В 1958 г. микроавтобус подвергся еще одной модернизации и стал называться РАФ-977.

Габаритные размеры:
длина 4900 мм
ширина 1700 мм
высота 1900 мм

Число мест 10

Масса в снаряженном состоянии 1640 кг

База 2700 мм

Максимальная скорость 80 км/ч

Расход топлива 13,5 л/100км

Двигатель карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный
Объем двигателя 2,111 л
Максимальная мощность 52 л.с.

Коробка передач трехступенчатая

Размер шин 6,70-15

0

45

Микробус «РАФ Фестиваль»

http://s8.uploads.ru/t/aufrV.jpg

Первый советский микроавтобус

Один из первых советских микроавтобусов был выпущен в 1957г. Имел 9 мест, 2.1 литра объема, 52 лошадиные силы, и розганялся до 80-ти км.час. Изготавливали авто на рижском заводе (РАФ),на базе автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа». Прозвали его «Фестиваль»,так как производство автомобиля наладили как раз к открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Правда на линии этот автомобиль простоял не долго, в 1959-м году ему на смену пришел РАФ-977 «Латвия» с более мощным двигателем в 70 лошадиных сил, от ГАЗ 21. Измененной передней частью кузова, и другой планировкой салона.

У этого авто был предшественник РАФ-8 «Спридитис», а также последователь РАФ-977 «Латвия». Интересно бы выглядел на современных дорогах этот прапрадед современных маршруток :)
http://s9.uploads.ru/t/dBNnL.jpg

Микроавтобус РАФ 10

0

46

РАФ » РАФ-10 Фестиваль
http://s8.uploads.ru/t/SrElh.jpg

    Первый рижский опытный образец микроавтобуса был построен коллективом из семи человек. При создании этой машины все участники работали единой командой, не разделяя работу между собой. Рядом с собираемым образцом висели наброски, рисунки, чертежи будущего микроавтобуса. В процессе создания некоторые элементы конструкции пересматривались прямо на месте. При необходимости здесь же вытачивались детали на токарном станке. Сварочные работы взялся выполнять главный инженер Л. Клеге. Необычность выполняемой работы заключалось еще и в том, что это был первый микроавтобус в СССР, до этой машины подобных конструкций в стране просто не существовало и многое приходилось делать впервые. Микроавтобус закончили в 1957 году, поэтому новинка получила название «Фестиваль» (Festival), в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
http://s8.uploads.ru/t/8ap61.jpg
РАФ-10 Фестиваль
   В конструкции маленького автобуса использовался не только двигатель от ГАЗ-М20 «Победа», но и многие другие узлы и агрегаты этого автомобиля: трансмиссия, передний и задний мосты, рулевой механизм, колеса. Сварной цельнометаллический несущий кузов вагонной компоновки нового РАФа вмещал 10 пассажиров (отсюда и наименование РАФ-10 - десять посадочных мест). Боковую дверь в салон выполнили двухстворчатой - явно по образцу Фольксвагена. В скатах крыши установили «дымчатые» стекла, по четыре с каждой стороны – это уже дань моды 1950-х годов. Передок машины украсила оригинальная объемная фигурка. Назначение машины было определено как служебный автобус или маршрутное такси.
http://s9.uploads.ru/t/eYPl7.jpg
РАФ-10 Фестиваль

0

47

http://s7.uploads.ru/t/t2gCy.jpg

Как я делал новый РАФик
На конкурс в 1987 году

Сергей Галактионов:

Факт из моей биографии: когда я в школе учился в третьем классе, родители, видя мое увлечение автомобилями, подарили мне в день моего рождения «Краткий справочник НИИАТ». :)) Чуть позже отец отвез меня на завод РАФ в Елгаве, а его однокурсник провел экскурсию по готовящемуся к запуску заводу. Для меня это было откровением!..

На конкурс «Перспективная модель микроавтобуса», объявленный заводом РАФ в 1987 году, я выставил три планшета (формата А1). Сам конкурс формально был объявлен как республиканский, но благодаря газете «Комсомольская правда» перерос во всесоюзный. Совет принять в нем участие мне дал один из работников ИТЦ РАФ, посмотревший мои эскизы летом 1987 года.

В то время я уже перешел на 5-й курс факультета механизации Латвийской сельскохозяйственной академии. И уже на следующий день после регистрации в оргкомитете конкурса меня и весь наш студенческий курс отправили на военные сборы в Эстонию. Поэтому первые эскизы проекта я делал в свободное от курсантской службы время. А после возвращения со сборов, чтобы успеть к сроку, пришлось пропустить месяц занятий в академии.

Для работы над проектом мне выделили рабочее место за кульманом в одном из отделов КБ магнитной гидродинамики в Саласпилсе. Там я и ваял, как и полагается, полный рабочий день. А позже за те пропуски меня лишили стипендии за семестр. :)) Эх! Было время!

http://sg.uploads.ru/t/1FlC3.jpg

...Из-за несущественного несоответствия условиям конкурса (объем топливного бака оказался меньше необходимого) мой проект не прошел во второй тур, но был отмечен специалистами и продолжил «утешительное» присутствие, но уже без права занятия призового места.

Интересно то, что команда ВАЗа проигнорировала условия конкурса и выставила свой проект с компоновкой, не соответствующей его условиям. Однако это не помешало присудить ей вторую премию.

После участия в этом конкурсе меня пригласили на работу в ИТЦ РАФ в Риге.
Это и стало моим призом и верхом всех ожиданий — стать автодизайнером. Для меня — изрисовавшего автомобилями все поля школьных тетрадок, а позже — студенческих конспектов.

Забавный факт: совхоз, стипендиатом которого я был, со скрипом, но все же дал согласие на мой уход. Но! Лишь при условии внеочередного получения от завода микроавтобуса РАФ (1-й комплектации). Стоит отметить, что в то время РАФики были невероятным дефицитом. Правление завода во главе с директором Виктором Боссертом согласилось выделить один бусик из сверхплановой продукции. В результате произошел обмен: РАФ получил меня — перспективного работника, а совхоз — дефицитный РАФик.

Через несколько месяцев после моего прихода в ИТЦ РАФ мне повезло принять участие в проекте RAF M2. Это был наиболее значимый для меня проект за три недолгих года моей работы в ИТЦ.

Проект запустили весной 1989 года. Главный конструктор завода предложил мне взяться за разработку дизайна перспективной переднеприводной модели микроавтобуса вагонной компоновки.

http://s7.uploads.ru/t/tx5Gi.jpg

За основу дизайна был взят один из моих эскизов под девизом «Визуальное деление на функциональные зоны». Он, как и было заявлено в концепции данного проекта, предполагал широкую линейку модификаций на основе базовой модели. Александр Рыбалка вел конструкторскую часть проекта.

http://s5.uploads.ru/t/JNVry.jpg

Пластилиновый макет в М 1:5 я сделал в течение месяца. Потом сделал второй вариант оформления передка, касающийся главным образом формы и расположения фар головного света.

http://s8.uploads.ru/t/xISWy.jpg

В разработке прототипа вагонной компоновки проекта RAF М2 (впоследствии получившего название «Стилс») на стадии макетов М 1:5 в 1989 году на конкурсной основе принимали участие: Артур Эйсерт (автор дизайна знаменитого РАФика), дизайнеры НАМИ и я — дизайнер ИТЦ РАФ Сергей Галактионов.

Осенью 1989 г. после осмотра макетов проекта RAF M2, где НАМИ представил свой макет (его можно увидеть в «Мотор-музее» в Риге), руководством приняло решение продолжить работу по пути, предложенному НАМИ. Далее работу над проектом я наблюдал уже со стороны. А воплощением этого пути стали два ходовых макета, известных под названием РАФ «Стилс» (RAF Stils), о которых писали многие издания (к примеру, известная статья в журнале «За рулем»).

http://sa.uploads.ru/t/qZYml.jpg

Каким мы могли бы увидеть RAF M2 в дизайне, разработанном в ИТЦ РАФ (далее RAF M2 SG).

В 2012 году, используя имеющиеся технические данные этого проекта, я восстановил чертежи микроавтобуса (некоторые данные помог уточнить ведущий дизайнер проекта RAF М1 Владимир Васильев, в то время мой коллега по работе в ИТЦ).

http://sh.uploads.ru/t/8lYjy.jpg

На основе восстановленных чертежей, фотографий макета и эскизов мной были созданы твердотельные 3D-модели в М 1:1.

http://s5.uploads.ru/t/Gl8pF.jpg

В работе над ними я старался сохранить историческую точность. Изменения минимальны, и они есть только там, где их появление было очевидным еще в 1989 году, когда шла работа над пластилиновым макетом.

http://sh.uploads.ru/t/JzqRm.jpg

Работа над 3D-моделью показала, что в целом в дизайне все было задумано верно. «Косяки» не вылезли, и кардинальных изменений не потребовалось. По «гамбургскому счету» этим я доволен.

http://s9.uploads.ru/t/eNcE0.jpg

Не стоит все же забывать, что это — работа двадцатичетырехлетней давности (1989 г.). Мне думается, что дизайн, разработанный в ИТЦ РАФ в проектах RAF М1 (Роксана) и RAF М2 SG, можно рассматривать как достижение. Это, несомненно — уровень. И мне думается, это касалось всей нашей команды того времени. Эти автомобили и сегодня смотрятся современно.

http://s7.uploads.ru/t/oaSqu.jpg

Дизайнеры НАМИ (Стилс) выполнили свой вариант, следуя легковой философии RAF-2203, т.е. по сути это — большой минивен, не предполагающий модификаций. Я же пошел по пути создания семейства пассажирских и грузовых автомобилей (с удлиненной базой и высокой крышей в том числе), как это и делается в этом классе.

http://s3.uploads.ru/t/7VWtm.jpg

http://s7.uploads.ru/t/ovJpC.jpg

http://s4.uploads.ru/t/RFacU.jpg

Осматривая макет RAF M2 SG, ведущий конструктор проекта RAF M1 Сергей Бугай оценил его однозначно выше — как минимум по функциональности и возможности создания широкой линейки модификаций на основе базовой модели.

Создание же модификаций с удлиненной базой, двустворчатой задней дверью, высокой крышей на основе RAF М2 НАМИ (Стилс) было проблематичным из-за стоек крыши, имеющих очень большие углы наклона. А без таких модификаций в нем не было смысла.

Однако для изготовления ходового макета был принят вариант RAF М2 НАМИ (Стилс).

Уже к завершению 1991 года свою работу в ИТЦ я счел бессмысленной, а судьбу самого завода предопределенной. Не желая быть ведомым «на заклание», я ушел в «свободное плавание».

Глядя на то, что делалось в автодизайне на просторах бывшего Союза в те и последующие годы, вижу, что мы на РАФе тогда были на высоком уровне. Могли быть еще выше. Могли быть...

Сегодня же для меня это как медалька — просто приятное воспоминание.

Кратко о себе: родился в Огре. ...Последний год опять живем в Москве. Год назад в это же время мы жили в Королеве, еще год назад в это же время в Калининграде, еще год назад в Петербурге. В Питере у нас «база» — оттуда мы уезжаем и туда же возвращаемся.
Последние пять лет работаю в области дизайна как «свободный дизайнер». О специализации — проще заглянуть в мое портфолио.
Не представляю себя без музыки (последнее время как слушатель).
И каждый день, задаваясь вопросом: ну как ты, родной? Себе отвечаю: Жив! :)

0